У-син - древне-китайская система
Философы и врачи древности пытались объяснить основы жизни общества, отношения в нем людей, а также различные болезни с точки зрения первоэлементов, или стихий, которые представляют собой материальную основу, источник всех явлений в мире и во Вселенной. В Древнем Китае было сформулировано одно из основных понятий Восточной философии - концепция У-син.
У-син (Пять элементов; пять стихий; пять действий; пять столбцов; кит. трад. 五行, упр. 五行, пиньинь wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.
Эта система включает в себя пять классов первоэлементов (Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля), которые характеризуют состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Последовательность стихий определена в каноне «Шу цзин», главе «Хун фань».
Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний: Изначальный хаос (хунь дунь), Беспредельное (у цзи), Великий предел (тай цзи); Инь-Ян.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление.
Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.
Каждой из пяти стихий в китайской нумерологии соответствует конкретное числовое значение. Впервые космогонический порядок пяти стихий был перечислен в главе «Хун фань» трактата «Шу цзин» в следующей последовательности:
「一、五行:一曰水,二曰火,三曰木,四曰金,五曰土。水曰潤下,火曰炎上,木曰曲直,金曰從革,土爰稼穡。潤下作鹹,炎上作苦,曲直作酸,從革作辛,稼穡作甘。」
Первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл и пятое – земля. Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; природа огня – гореть и подниматься вверх; природа дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; природа металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.
Природа | |||||
Пять первоэлементов |
Пять видов вкуса | Пять цветов | Пять измерений | Пять энергий | Пять сторон света |
Дерево Огонь Земля Металл Вода |
Кислый Горький Сладкий Острый Соленый |
Зеленый Красный Желтый Белый Черный |
Рождение Развитие Зрелость Увядание Смерть |
Ветер Жар Влажность Сухость Холод |
Восток Юг Середина Запад Север |
То, что мокрое и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое.